Рукоделие, вышивка, вязание

Информация

ГАРМОНИЯ ЦВЕТОВ

Вопрос сочетания цветов давно привлекал внимание исследователей, но ни одна из существующих теорий «цветовой гармонии» не может быть призвана удовлетворительной. Основной порок этих теорий – в их абстрактности. У большинства исследователей было стремление установить красивые и некрасивые цветовые сочетания безотносительно к конкретным условиям. Такие теории так и называют нормативными. Но гармонию цвета нельзя рассматривать отвлеченно. Вопервых, одни и те же сочетания в различных случаях могут восприниматься и оцениваться различно, то как красивые, то как явно некрасивые. Вовторых, неправильно вопрос цветовой гармонии сводить к подбору красивых сочетаний.

Этнография и история материальной культуры дают обширный материал, свидетельствующий о том, что никаких «всеобщих», неизменных, безотносительных к месту и времени законов красивых сочетаний цветов не существует. В искусстве различных народов, в различные периоды его развития преобладают то контрастные сочетания интенсивных цветов, то лишенные контрастности сочетания блеклых цветов и др. В изобразительном искусстве цвета изображений соответствуют цветам изображаемых объектов.

Гете в его «Учении о цветах» (1810 г.) утверждал, что сочетание желтого и зеленого всегда отличается «вульгарно веселым», а синего и зеленого «вульгарно неприятным» характером. Но существует множество и синих, и зеленых, и желтых цветов, поэтому указание Гете, прежде всего, неконкретно и неопределенно. Далее, оно настолько не убедительно, что с ним ни в какой мере нельзя согласиться. Сочетание синего и зеленым лежит, например, в основе почти любого летнего пейзажа (синее небо и зелень растений) и вовсе не производит дурного впечатления.

Цвет в реалистическом художественном произведении является средством правдивого отображения действительности, средством раскрытия содержания. В трактовке цвета в искусстве отражается понимание художником его задач и отношение его к изображаемому. Решающую роль играет предметносмысловое значение цвета. Трактовка цвета в художественном произведении подчиняется не отвлеченным теориям, а конкретным художественным задачам, идейному содержанию художественного произведения.

Возражения против нормативных теорий не могут, конечно, служить возражениями вообще против постановки вопросов цветовой гармонии. Практика показывает, что не всегда цвета одинаково хорошо согласуются друг с другом. Бывает так, что какойлибо цвет, включенный в изобразительную или орнаментальную композицию, нарушает ее целостность, препятствует ее целостному восприятию. Причины этого одни для произведений изобразительного искусства и другие для произведений орнаментального искусства.

Цвета изображения должны соответствовать цвету изображенных объектов, условиям освещения и воздушной перспективы. Если в картине цвет какоголибо объекта будет восприниматься противоестественным, то оно произведет отрицательное впечатление. Дерево, изображенное в осеннем пейзаже таким, каким оно бывает в летнем пейзаже, то есть не соответствующим изображенной природе, неминуемо «выпадет» из пейзажа.

Закономерности гармонии цветов в орнаментальном искусстве, где цвета условны и не производят цвет объектов, находящихся в конкретных условиях природной среды, уже иные. Здесь также играет роль смысловая и композиционная оправданность каждого цвета и конкретности между цветами. Но смысловая оправданность цвета элементов орнамента определяется ролью каждого из них в общей орнаментальной композиции. В орнаменте, например, встречаются золотые цветы с черными листьями или однотонно изображенные, скажем, красной либо синей краской растения или животные, но никогда такие изображения не вызывают вопроса о «неправдоподобности» их цвета. Если же цвет какогото элемента орнамента будет особенно выделяться, то в тех случаях, когда выделяемый элемент орнамента по своему смысловому и композиционному значению занимает особое место в орнаменте, выделяющийся цвет не нарушит колористической целостности орнаментальной композиции, а в тех случаях, когда такой элемент является второстепенным, дополнительным, выделяющийся цвет будет мешать восприятию главного в композиции, нарушит ее стройность, будет «выпадать» из нее.

Отвергая нормативные теории цветовой гармонии, было бы неправильно, однако, пренебречь теми их положениями, которые в какойто мере базируются на обобщении наблюдений и художественной практики. Во всех работах по этому вопросу указывается, что наиболее гармоничны сочетания цветов противоположных по цветовому тону (фиолетовый и желтозеленый; оранжевый и голубой; красно пурпурный и зеленый). Декоративное качество таких сочетаний вполне понятно: противоположные по тону цвета при непосредственном их сопоставлении выявляют друг друга, взаимно усиливаясь по насыщенности. Однако это качество подобных сочетаний не всегда полезно; в некоторых случаях сопоставление противоположных по тону цветов оказывается слишком контрастным, слишком резким.

К числу гармоничных сочетаний относят также сопоставления близких цветов, воспринимающихся в качестве оттенков одного цвета. К наименее же гармоничным относят сочетания цветов удаленных друг от друга в цветовом круге примерно на одну его четверть. Таковы сочетания киноварнокрасного с желтым, желтого с зеленым, зеленого с синим и др.

Не лишены справедливости указания на то, что в цветовых сочетаниях надлежит сохранять светлотные отношения спектральных цветов, то есть цвета, более светлые в спектре, брать более светлыми, а более темные в спектре – более темными. Это логично потому, что такие отношения светлот мы обычно видим в окружающей нас действительности, они являются для нас более «естественными».

Светлые цвета (розовый, голубой, светлозеленый, оранжевый и др.) хорошо сочетаются с белым. Сочетания темных цветов с белым слишком резки. Последнее связано с тем, что при сопоставлении темных цветов с белым они выглядят еще более темными. С черным сочетаются почти все цвета, однако при непосредственном сопоставлении с темнозеленым, синим и фиолетовым черный приобретает хотя и слабый, но заметный цветной оттенок и выглядит загрязненным. В основе этих соображений, как видим, лежат явления контрастного взаимодействия цветов.

Логичны указания и на то, что выступающие части рисунка должны быть выступающего цвета. Контур повышает четкость рисунка. Темный контур создает впечатление тени, а светлый – канта. К оконтуриванию часто прибегают при составлении насыщенных цветов, близких друг к другу по светлоте, с тем, чтобы их контрастное взаимодействие и больше выделить элементы одного цвета из окружения других цветов, так как равно светлые фону элементы мало выделяются на этом фоне. При черном фоне оконтуривание рисунка не требуется.

Темный контур снижает воспринимаемую светлоту оконтуренной поверхности, светлый повышает ее; цветной контур изменяет воспринимаемую цветность поверхности. Если на однотонную цветную поверхность ненасыщенного цвета нанести цветной ажурный рисунок интенсивного цвета, то цвет фона после этого заметно изменится, покажется более близким к цвету рисунка. Например, если на бледнозеленоватый фон нанести красный рисунок, фон будет казаться желтоватозеленоватым; если же нанести синий рисунок, фон будет казаться синеватозеленоватым; при нанесении же на одну часть зеленоватого фона красного рисунка, а на другую часть – синего фон будет казаться двухцветным; желтоватым там, где нанесен красный рисунок, и синеватым там, где нанесен синий рисунок.

В подборе цветовых сочетаний существенную роль играет тональное соподчинение цветов. В группе однородных по тону цветов обычно усматривается общий средний тон. Так, если группу составляют оранжевые, желтые и желтозеленые цвета с преобладанием желтых, то, очевидно, что тон группы будет желтым. Чем больше различия между цветами, составляющими цветовую группу, тем затруднительнее усмотреть общий средний тон группы. Усматривая в цветовой группе некоторый средний тон, мы уже иначе воспринимаем и отдельные цвета этой группы, как бы подчиняя их среднему тону.

Весьма существенное значение имеет заметность цветов. В некоторых случаях отдельные цветовые пятна, расположенные между другими цветовыми пятнами, резко выделяются. Заметность цветовых пятен, окруженных цветными фонами, в первую очередь зависит от того, насколько отличаются они от фона по светлоте. Чем больше цветовое пятно отличается от фона по светлоте, тем легче его заметить. Отличие пятен от фона по цветовому тону и насыщенности в данном случае менее существенно. Надпись насыщенного красного цвета на насыщенном зеленом фоне читается с трудом, а красная надпись на красном же фоне или зеленая надпись на зеленом фоне читается легко, если буквы много светлее или много темнее фона. Чем больше цвет пятна заметен, тем больше выделяется оно среди других цветовых пятен, тем больше его «броскость».

Сочетания цветов бывают различные: одни из них характеризуются наибольшей контрастностью и интенсивностью, другие – однотонностью, третьи – колористической «жесткостью», «резкостью» и т.д. Каждое из таких сочетаний может оказаться подходящим и неподходящим в зависимости от художественных целей и требований, предъявляемых к поставленной цветовой задаче.