Рукоделие, вышивка, вязание

Информация

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ВЫШИВКИ

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относиться к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелкомсырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. На территории нашей страны археологами нашей страны обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX – XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины – вышивальщицы создавали в своих вышивках – картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни ), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти , занавеси, свадебные и праздничные рубахи , холщовые сарафаны, головные уборы, платки.

Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

Вышивальщицы часто изображали священное дерево и фигуру человека с воздетыми к солнцу руками – традиционный религиозный жест и языческих, и христианских времен. Узоры воспроизводили знаки доброго пожелания (крючковатый крест, круг, ромб, розетка), символических животных, райских птиц. До XVIII века вышиванием занимались в основном женщины из знатных семей и монахини. Церковные облачения, богатую одежду царей и бояр шили из дорогих тканей (шелка, бархата) и вышивали золотыми и серебряными нитями, сочетавшимися с жемчугом и самоцветами. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи и платки.

Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова – Ксения. Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол с изображением Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им Сергия Радонежского и Никона сохранилось до наших дней. Это шитье золотом, серебром и драгоценными камнями по бархату. Работа тонкая и кропотливая. С XVIII века вышивание становиться одним из основных занятий девушек – крестьянок. Изделия выполнялись из простых, недорогих тканей, но отличались высоким художественным мастерством. Вышивальщицы сами создавали узоры и подбирали цвета.

Сколько замечательных художников вдохновляли мастерицы: « Крестьянская девушка за вышиванием» А.Г. Венецианова, «Золотошвейка» В. А. Тропинина, «За вышиванием» В.Э. Борисова – Мусатова. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северных областей и среднерусской полосы. К распространенным приемам северной вышивки относятся: крест, роспись, вырезы, белая мелкая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.

Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону. Фон использовался мастерицами как элемент узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур (птицы – пава, барса, дерева) вышивались синей, желтой, темно – красной шерстью. Для Русского Севера характерна белая строчка, для Верхнего Поволжья – цветная. В Ярославской области для цветных строчевых вышивок подбирались шелковые нитки нежных тонов или шерстяной гарус. В Олонецкой, Вологодской и западной части Архангельской области вышивали преимущественно тамбуром.

Белая и цветная гладь с растительными мотивами характерны для Владимирской области, золотое шитье – для Тверской, гипюры – для Горьковской и Ивановской областей. В узорах северной вышивки сюжетные мотивы преобладали над геометрическими. Узоры рисовали на бумаге в клетку и вышивали по счету нитей в ткани. Сложные композиции выполнялись контурно, одним цветом, одним приемом вышивки.

Вышивки Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской и других среднерусских областей многоцветны. Орнамент – геометрический или геометризованный. Самый распространенный способ вышивки – цветная перевить. Использовались и другие швы: набор, косичка, козлик, крест, счетная гладь, мережки. В русских северных вышивках часто встречается образ птицы. Это петухи, павлины, водоплавающие и хищные птицы. Еще один популярный мотив – кони, расположенные по сторонам дерева или несущие на себе всадника. Встречаются изображения змей и лягушек, которым в старину приписывали сверхъестественную таинственную силу. Солнце изображалось в форме круга, ромба, розетки. Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие. Расположение узора и приемы вышивки зависели от форм одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Вышивку размещали вдоль соединительных швов, на предплечьях, концах рукавов, разрезах на груди, подолах передников.

В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.

К 13 – 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями.

В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.
Во второй половине XIX века на смену домотканому холсту пришли фабричные ткани. Вместе с ними практически исчезли вышивки, выполненные счетными швами. Появились вышивки крестом, образцами для которых служили красочные обертки от мыла. В приложениях к популярным журналам «Нива» и «Родина» печатались узоры для вышивки английской гладью и ришелье в стиле «модерн». Их композиция была запутанной, расцветка – вялой. Такие изделия не имели ничего общего с народным искусством. Лишь в центральных земледельческих губерниях и в северных, удаленных от больших городов районах попрежнему создавались истинно народные изделия.

Возникновение вышивальных промыслов связано с развитием рыночных отношений. Первые промыслы возникли в Торжке (золотошвейный) и Новгородской губернии (строчевышитых изделий). В конце XIX – начале XX века мастерицывышивальщицы увлекались белыми ажурными вышивками по крупной сетке, получившими название гипюр.

Получив готовые узоры в мастерских и школах, мастерицы перерабатывали их и создавали новые орнаменты и швы. Так возникли крестецкая, ивановская, нижегородская строчевые вышивки. В 1920 – 1930 годах появились накидки, диванные подушки, скатерти с вышитыми на них самолетами, тракторами, парашютами, аэропланами и даже государственными символами – пятиконечной звездой, серпом и молотом. Эти изделия не имеют художественной ценности. Вместе с тем они, бесспорно, являются уникальными историческими экспонатами первых десятилетий советской власти.

В эти же годы руководители вышивальных производств Новгородской и Калужской областей вместе с московскими художниками Е.И.Прибыльской, З.Д.Кашкаровой, С.В.Ильинской, Е.В.Совковой, В.Т.Бароновой и В.Я.Яковлевой начали собирать и изучать образцы народной вышивки. Была создана Центральная научная опытнопоказательная станция, где художники изучали орнаментальные мотивы и способы народной вышивки, создавали собственные узоры. Городская вышивка попрежнему находилась под влиянием стиля «модерн». В приложениях к «Женскому журналу» печатались узоры для вышивки тамбуром и модной в предвоенные годы ажурной вышивки ришелье.

Иначе обстояло дело в вышивальных промыслах. Туда приходили художники и мастера, получившие образование в профтехучилищах, Московском художественнопромышленном училище им. М.И.Калинина или Институте художественной промышленности (с 1939г. НИИ художественной промышленности). К началу 40х годов вышивальные промыслы стали средоточием народных традиций.

В послевоенные годы были созданы уникальные произведения монументального искусства – сюжетнотематические занавесипано, посвященные победе над врагом, городам героям. Любимой темой был салют на Красной площади. Архитектурные мотивы дополнялись растительными узорами с дубовыми и лавровыми ветвями, олицетворяющими могущество и славу Родины. Занавесипанно демонстрируют технические и художественные достижения вышивального искусства тех лет и являются музейными экспонатами.

Вышивальные промыслы совершенствовали приемы вышивания, использовали местные народные узоры и сумели сохранить ассортимент изделий, традиции и приемы вышивки. В 1960 году на Всероссийской выставке изделий художественных промыслов экспонировалось более 1500 вышитых изделий. Среди них было немало настоящих произведений декоративноприкладного искусства. В настоящее время в Российской Федерации около семидесяти строчевышевальных фабрик. Все они входят в систему художественных промыслов России.

Крестецкий район Новгородской области знаменит изделиями из белого полотна, украшенными белой ажурной вышивкой. Ее называют крестецкая белая строчка. Есть несколько видов крестецкого шва: рассыпной гипюр, старинный гипюр, тарлата, мыльный пузырь, вологодское стекло, сновочный мотив. Изделия вышитые крестецкими швами, дополняют простыми или сложными мережками. Геометрические узоры состоят из сложного переплетения ромбов, розеток и звезд. Они искусно вписываются в фон из легких сеток и создают сказочный рисунок, напоминающий узоры на окнах в морозный день. Мастерицы вышивают вручную или на машине. Крестецкий промысел выпускает покрывала, белоснежное столовое и постельное белье, дорожки, декоративные полотенца, женское и детское белье.

Для горьковского промысла характерна белая строчевая вышивка – горьковский гипюр. На сетке с крупными клетками рядами или в шахматном порядке располагается узор из ромбических форм, напоминающих розетки. Геометрические узоры часто сочетаются с растительным геометризованным орнаментом – ягодами, ветками, колосьями, перестыми листьями, елочками. Большие пушистые ромбы на полупрозрачном фоне сетки создают впечатление русской снежной зимы. Кроме строчевой вышивки горьковские мастерицы используют и другие виды швов. Ассортимент изделий – столовое белье, занавеси, полотенца, женские и детские блузки, платья.

На ивановских промыслах вышивают белой строчкой двух видов: по мелкой сетке (старинная крестьянская вышивка) и по крупной сетке типа гипюр. Иногда белая строчка сочетается с цветной ниткой. Ивановские вышивальщицы используют также белую и счетную гладь, верхошов, тамбур и крест. В узорах преобладают геометрические формы.
Ивановские промыслы выпускают белье и одежду. В г. Торжке Тверской области создают уникальные произведения вышивального искусства – золотое шитье.

Глухие свободные односторонние швы выполняют на лицевой стороне бархата, сукна или замши. Золотые или серебряные нити кладут плотными параллельными стежками по специальному настилу или подложке по картону, соответствующей рисунку или узору. Торжские мастерицы изготавливают панно, бювары, наволочки для диванных подушек, дамские сумочки, пояса, а также армейские знаки отличия.

Особое место в русской вышивке занимает белая и цветная гладь Владимирской области. Народные мастерицы Мстеры вышивают белой мстерской гладью на тонких белых тканях: маркизете, креп – жоржете, батисте. Гладьевая вышивка часто соединяется с мережками. В узорах преобладают мелкие цветочные мотивы в виде букетиков и гирлянд.

Узоры цветной вышивки, называемой владимирскими швами, строятся из крупных веток с цветами, листьями и ягодами, иногда в сочетании с мотивами птиц и женской фигуры. Яркими декоративными вышивками владимирскими швами украшают скатерти, наволочки, портеры, покрывало, панно, полотенца, предметы одежды. Сравнительно недавно в г. Александрове Владимирской области возникла вышивка, которую стали называть александровской. В отличии от белой глади и владимирских швов цветная алесандровская гладь не имеет народной основы. Александровской гладью (двусторонней и односторонней) вышивают узоры с растительными мотивами.

Рязанская вышивка многоцветна. В ней преобладают красные тона в сочетании с яркожелтыми, синими, зелеными, черными. Применяются разнообразные швы: крест, роспись, цветная перевить, гладь, белая строчка. Яркая декоративная вышивка комбинируется с цветным михайловским кружевом. Геометричные узоры на скатертях, дорожках, панно объединены легкими орнаментальными полосками. Иногда нарядная кайма состоит из нескольких полос вышивки. В верхней части она соединяется с фоном ткани легким узором росписи, в нижней – утяжеляется полосой цветной ткани или широкого кружева. Рязанские промыслы выпускают постельное и столовое белье, предметы одежды. Вышивка калужских промыслов необычайна, красочна и выразительна. Основной прием мастериц из Тарусы – цветная перевить. Орнамент геометрический, иногда с растительными и сюжетными мотивами. Как правило, сетку обвивает красная нить, ее дополняют голубые, синие, желтые и зеленые цвета.

На старинных холщовых передниках и полотенцах полосы вышивки цветной перевитью, белой строчкой, росписью чередовались с ткачеством, цветными лентами, кумачом и заканчивались цветным кружевом или бахромой. Широкие полосы вышивки цветной перевитью окаймлялись более узкими («подузорами»), выполненными такжн цветной перевитью или росписью. Эти приемы и поныне используются тарусскими вышивальщицами. В ассортименте тарусских изделий столовое белье, предметы одежды, декоративные портьеры, наволочки, занавеси.

Вышивка народов Поволжья – традиционный вид декоративного народного искусства. Мари, чуваши, мордва украшали вышивкой домотканые женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы, поясные привески, свадебные платки и покрывала. Каждый предмет расшивался только ему присущим способом.

В современных изделиях сохраняются традиционно яркий колорит и геометрические или сильно геометризованные растительные мотивы. Ковровые узоры, плотно зашитые косой стежкой, набором и другими приемами, вышивают шелковыми, серебряными и золотыми нитями. Чтоб узор был более декоративным и рельефным, мордовские вышивальщицы добавляют в вышивку бисер, блестки, медные бляшки, шерстяные кисточки. Наряду с известными приемами, ручной росписью, счетной гладью вышивальные промыслы Поволжья используют национальные швы: эрзянские, мокшанские, ухмахтере (мудреный шов), хантас (косая строчка).

Продукция промыслов – скатерти, дорожки, салфетки, женская и детская одежда. Старинная тамбовская вышивка с ковровыми узорами, своеобразным орнаментом и цветом в чемто похожа на вышивку народов Поволжья. Ведущий цвет – приглушенный нежный красный. С ним хорошо сочетаются светлоохристый, кремовый, зеленоватый, бирюзовоголубой. Мотивы вышивок, как правило, объединены тонким черным контуром. Внутреннее пространство плотно зашито счетной гладью черным шелком с серебряными и золотыми нитями.

Тамбовские узоры часто выполняют двусторонним крестом. Он состоит из двух пересекающихся диагональных стежков, замкнутых в квадрат соединяющими их концы стежками. В узорах преобладают квадраты, ромбы с продленными концами, косые кресты, растительный орнамент, женская фигура. В современных изделиях сохранен старинный тамбовский колорит, но серебряные и золотые нити заменены нитками мулине соответствующих оттенков.

Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохраняются на Украине. В каждом регионе – Полесье, Средней Надднепрянщине, Слобожанщине, Подолье, Карпатах и Прикарпатье – прослеживаются местные особенности, свойственные отдельным областям, районам, селам.

Строгими узорами «белым по белому» и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники (полотенца), платки головные и ручные, скатерти, занавеси и многое другое. На женских рубахах отделываются рукава, ворот, лиф, манжеты, подол. Мужские рубахи вышивают по вороту, вдоль застежки и на концах рукавов. Техника вышивания очень разнообразна, как и орнаментальные мотивы в разных областях республики и отдельных селах. Как правило, это техника свободной глади, белых и цветных мережек, полукреста и креста, низи – вышивки с изнаночной стороны и др.

Для вышивки Белоруссии характерны сочные орнаменты «красным по белому», мережки, вырезывание, шитье по сборкам и др. Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразнейшими техниками: счетной и свободной гладью, строчкой, полукрестом и крестом, козликом, тамбуром, мережками и строчевыми швами «белым по белому» и др. В женских и мужских праздничных рубахах вышивкой украшались воротники, наплечники и обшлага, съемные воротники к женским рубахам – голошейкам, передники, головные уборы.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. Повсюду распространена в Грузии вышивка шелком и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясов, подушек, настенных ковров и других изделий. Насчитываются десятки различных декоративных швов и в цветочнорастительных орнаментах, и в строго геометрических: полукрест, стежка, стебельчатый и тамбурный швы, узелками, гладь, аппликация. Тонкостью и мастерством исполнения отличаются армянские вышивки, их орнамент представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы, выполняемые различными швами по свободному контуру и счету нитей ткани. Это гладь, мережка, плетеночный шов и др.

В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящих из завитков, цветов, листьев и стеблей растений. Украшают ими ковры, подушки, скатерти, покрывала, безрукавки, кошельки и другие изделия. Процветало здесь и золотое шитье, вышивка белой счетной и цветной свободной гладью, металлическими блестками.

Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с III – VIII вв., с характерной композицией круга – символа солнца. Он заполняется стилизованными растительными орнаментами в виде листьев, лепестков, бобов. Здесь отсутствовало изображение человека и животных, что запрещалось религией. В Таджикистане гладьевыми, тамбурными, петельным, крестообразным швами и аппликацией украшались сюзане, занавеси, мешочки для чая, зеркал и расчесок, тюбетейки, мужские поясные платки, панно. Для узбекских вышивок характерны шов «цепочка», гладь вприкреп, полукрест, крест, золотое шитье Бухары, вышивки бисером. В туркменских вышивках преобладают гладь вприкреп, цепочки и стебельчатый шов. Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи; тамбурными и гладьевыми швами по сукну, бархату, шелку. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных и реже – изображение растений.

На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани и кожи с применением бисера. Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

Нас восхищают прекрасные произведения искусства, хранящиеся во многих музеях страны, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник. В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и творческое начало. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые – декоративные, более легкие в исполнении – швы, создавая новые образцы народного творчества.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

Брв мебель детские двухярусные кровати магазины детская мебель.