Рукоделие, вышивка, вязание

Информация

ИЗ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ВЫШИВКИ

Вышивка является одним из древнейших и очень распространенных способов украшения ткани. Кусок ткани, нитки, игла – вот весь несложный материал для вышивания, настолько портативный, что каждая любительница рукоделия может всегда иметь его при себе.

В отличие от тканных и плетеных узоров рисунки вышивок наносятся на готовую уже поверхность ткани, так же как живопись и набойка красками, отличаясь от последних только материалом и техникой исполнения. Узоры вышивок выполняются крупными и мелкими стежками, сочетания которых образуют так называемые вышивальные швы.

Способы вышивания и материалы очень разнообразны. Вышивают льняными, шелковыми, шерстяными, золочеными и серебряными нитями, часто используя бисер, жемчуг, драгоценные камни, металлические пластинки различной формы, цветные и зеркальные стеклышки, шнур и т.д. Фоном для вышивания служат льняные, шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, а также кожа, пергамент и прочие материалы. Нити для вышивания употребляются различной толщины, что дает возможность вышивальщику разнообразить узор вышивки не только швом, расцветкой, но и рельефом.

Вышивкой иногда дополняют тканый или набивной узор, чтобы подчеркнуть те или иные его части или контур рисунка. Но чаще всего вышивка применяется как самостоятельное украшение ткани. При выполнении крупных по размеру и сложных по рисунку вышивок ткань обычно натягивают на пяльцы различной конструкции и величины.

Украшение вышиванием, не требующее никаких сложных приспособлений для своего выполнения, применялось уже в глубокой древности. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, все материалы, использовавшиеся тогда для вышивания, были одинаковой степени доступны всем членам данного коллектива. Естественно, что на этой стадии общественного развития качество вышивки определялось по существу только индивидуальными способностями его создателя. Однако в дальнейшем вышивка, как и другие виды прикладного искусства, испытало на себе в той или иной мере влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначенные для знати, выделялись как сложностью рисунка, выполнение которого требовало очень значительного времени, так и стоимостью использованных в них материалов.

Высокого совершенства роскошные вышивки достигли уже в деспотиях древнего Востока, где они применялись для украшения облачений правителей и жрецов, а также дворцовых и храмовых завес, колесниц знати и т.д. По сообщениям древних авторов, богатством вышивок особенно славилась Вавилония. Вавилонские вышивки, а также египетские и фригийские вывозились купцами в Грецию и Рим. Но и сами древние греки, и римляне также издавна владели техникой художественной вышивки.

Греческая мифология связывает возникновение вышивального искусства с именем богини Афины Паллады – покровительницы ткацкого производства. Известно, что афинские девушки ежегодно посвящали Афине Палладе узорное покрывало своей работы, так называемый «Панафинейский пеплос» (изображение этого сюжета имеется на фризе Парфенона).

О богатых вышивках, на которых изображались небесные светила, мифологические божества, олицетворяющие силы природы, сцены охоты и битв говорит Гомер и другие древние поэты. Так, в одной из поэм Гомера упоминается пурпуровый плащ «богоравного Одиссея», украшенный богатой вышивкой с изображением собаки, держащей в зубах молодого пятнистого оленя. Все, видевшие этот плащ, говорит поэт, были в восторге от узора, женщины не могли отвести глаз от этих зверей, вышитых золотом и казавшихся живыми. Такие вышивки ценились очень высоко и считались роскошью. Потому естественно, что они были доступны только знати.

Греческие вышивки так называемого классического периода отличались – насколько мы можем судить и по литературным источникам, и по изображениям на вазах – сравнительной простотой. Характерно, что в этот период в Греции достоинство ткани определялось не богатым узором, а ее свойствами драпироваться в красивые складки. Поэтому ткани большей частью употреблялись однотонные (без узора), иногда украшенные мелкими нашивными пластинками, чеканенными из золота и серебра. Декоративные украшения сосредотачивались преимущественно на бортах покроя одежды – по вороту, рукавам, поясу и на подоле. Роскошно вышитые ткани в большинстве случаев привозили с Востока.

Восточное влияние вообще довольно сильно сказывалось в прикладном искусстве Греции на ранних этапах его развития. Но греки, воспринимая орнаментальные формы Востока, творчески перерабатывали их посвоему. Наряду с этим, старые геометрические, звериные и растительные узоры постепенно обогащались новыми мотивами из веток и листьев аканта, виноградной лозы, лаврового дерева и плюща. Придерживаясь реального изображения растений и пластики движения животных, греки, тем не менее превращали их отдельные элементы в стилизованные орнаменты. Большое распространение получили и различные геометрические орнаменты, из числа которых наиболее известен меандр. Греческие орнаменты, а также образцы греческой мифологии оказали значительное влияние на развитие прикладного искусства, и в частности вышивального, у многих европейских народов.

Очень широко использовала роскошные вышивки и римская знать, затрачивая на них огромные, иногда баснословные средства. Известно, например, что один из консулов I века до н.э. – Сципион Метелл – приобрел парадные с вавилонской вышивкой покрывала для лож за 800000 сестерций, а Нерон сто лет спустя выкупил их за 4 млн. сестерций. Римские императоры, особенно в период доминанта, не довольствуясь дорогой пурпуровой тогой, украшали ее вышивкой золотом и жемчугами. В римских художественных изделиях, в том числе и в вышивках, широко использовались формы греческого искусства, но вместе с тем большое место заняли и мотивы, заимствованные непосредственно из природы, переданные более свободными линиями и выдержанные в яркой, сочной расцветке.

Значительно больше, чем о вышивках античного мира, мы знаем о вышивках феодальной Византии. В узорах византийских вышивок применялись грекоримские и восточные мотивы – львы, тигры, слоны, грифоны, вписанные в круги, на завесах, служивших драпировками во дворцах и храмах, выполнялись целые композиции на религиозные и исторические сюжеты. На церковных облачениях и предметах культа вышивались сцены нового завета и знаки христианской символики. В светских вышивках Византии особенно часто применялся рисунок «древа жизни» с фигурами противостоящих зверей и птиц, заимствованный с Востока и повторявшийся в течении всего средневековья и Возрождения, а в народном творчестве Европы варианты этого мотива сохранились и до нашего времени. Сложность узоров византийских вышивок и богатство материалов иногда до такой степени перегружали одежду, что последняя теряла свойственную ей гибкость и превращалась в своеобразный пышный футляр с жесткими прямыми складками, но это позволяло полностью развернуть орнаментальность мотивов рисунка вышивок. Среди византийских работ следует упомянуть о роскошном рельефном шитье на парадной конской сбруе и попонах. Еще Иоанн Златоуст говорил, что богатые люди одевали своих лошадей в золото, как женщин.

Самыми ранними из сохранившихся византийских вышивок считаются три полосы, шитые золотом и шелками, с изображением тринадцати старейших епископов Вероны (собрание Национального музея в Равенне). Их относят к работам VIII века. В ризнице собора Бамберга в Баварии храниться византийская ткань с прекрасной вышивкой XII века: сидящий на коне император Константин принимает подношение от двух женщин, олицетворяющих два Рима – Восточный и Западный. Эта вышивка по четкому изящному рисунку и отличному выполнению напоминает лучшие равеннские мозаики VI – VII веков.

Византийские вышивки более позднего периода хорошо представлены в собраниях Оружейной палате в Московском Кремле. Из раннесредневековых вышивок Западной Европы почти ничего не сохранилось. Но известно, что вышитые изделия и тогда уже занимали большое место в убранстве церковных помещений, в оформлении религиозных служб, а также в быту церковной и светской знати. Вышивками украшали стены храмов, одежды духовенства, одевали статуи мадонн и святых; на алтарных завесах изображали сцены из жизни тех святых, которым был посвящен алтарь. Значительная часть вышивок, особенно обслуживающих культ, выполнялось в монастырях. Там сосредотачивалось тогда и искусство написания манускриптов, которые украшались великолепными цветными миниатюрами и заставками. Яркие краски и золото этих иллюминированных рукописей служили образцами для вышивальщиков. Епископы и аббаты поощряли развитие художественных ремесел, изделия которых предавали блеск и пышность религиозным обрядам и привлекали паломников в наиболее известные монастыри, увеличивая тем самым богатства церкви. Вышиванием занимались и в замке сеньоров.

В этот период качеством своих вышивок особенно славилась Англия. Из старых хроник известно, например, что уже в VII веке первая аббатиса монастыря Эли преподнесла Гутбергу роскошное церковное облачение, вышитое золотом и драгоценными камнями. Насколько высоко ценились вышитые одежды видно из того, что в 800м году Дейбор, епископ Дургема, пожертвовал доход с одной своей фермы в 200 акров вышивальщице Инсвит пожизненно с тем, чтобы она постоянно реставрировала вышивку на облачениях священников.

Выполнение знаменитой вышивки из музея в Байе (так называемого «Ковра из Байе») приписывалось королеве Матильде, жене Вильгельма Завоевателя, жившей в XI веке, хотя некоторые историки предполагают, что вышивка была исполнена позднее, императрицей Матильдой, внучкой Вильгельма Завоевателя, т.е. в начале XII века. Ширина вышивки около 50 см, а длина 70 м 34 см. Многофигурная композиция включает огромное количество воинов, коней, собак, и других животных, корабли и разные строения, вышитых шерстью настилом на редком холсте.

Потребность в художественнодекоративных вышивках значительно возросла в XI XII веках в связи с тем, что в этот период окончательно оформляется рыцарство со всеми особенностями его быта. Войны, турниры, обусловили появление родовых знаков – гербов, по которым можно было бы узнавать закованных в латы рыцарей. Гербы вышивались яркими красками на знаменах и стягах, развивающихся в воздухе. Они должны были быть видны с двух сторон, что привело к развитию техники двусторонних швов и вышивки аппликацией, т.е. отдельно вышитые части рисунка вырезали из ткани и нашивали их на фоне другой ткани, закрепляя контур узора золотым шнуром, шелковыми нитями или тесьмой.

Большое значение в развитии западноевропейского прикладного искусства, и в частности вышивки, имели совпавшие с этим периодом крестовые походы: возвращавшиеся с Востока рыцари нередко привозили с собой богато вышитые одежды и ткани, искусное выполнение которых изумляло вышивальщиков Европы. Отсюда обилие восточных мотивов в вышивках средневековья.

Возрастание спроса на вышивки привело к тому, что вышиванием стали заниматься не только в монастырях и замках. С развитием городов оно стало одним из видов средневекового ремесла. Появляются цеховые объединения вышивальщиков – об этом, в частности упоминается в «Книге ремесел» Этьена Буало, мэра Парижа с 12581268 год. Мастера и мастерицы этих цеховых объединений имели некоторые привилегии для себя и членов своей семьи.

В XIII веке во Франции вышивки едва ли не полностью заменили мех в украшении придворных костюмов. На них тратились такие огромные средства, что в 1294 году король Филипп Красивый вынужден, был издать указ, несколько ограничивающий роскошь вышивок. Вышивки применялись в убранстве дворцов. Стены украшали вышитыми панно, кровати – балдахинами.

Прекрасные вышивки выполнялись в это время также в Италии и Испании. Еще в XII веке Рожер II, король Сицилии, вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одной из особенностей сицилийских вышивок было своеобразное применение техники аппликации. Большой известностью пользовались двухцветные суконные портьеры, так называемые «вырезные сицилийские сукна». Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось и на север Италии: в Геную, Флоренцию, Венецию, Лукку и другие города.

В Испании во время арабского владычества вышивались узоры в испаноарабском стиле, которые также назывались «сицилийскими». Особенно славились испанские аппликации – вырезные узоры из бархата на фоне атласа, прошитые золочеными и серебряными нитями, также вышивки из цветных кордовских кож в технике инкрустации. В вышивках Италии и Испании часто употребляли введенные сарацинами блестки. Эти мелкие металлические бляшки и кружки (с конца XIV века их стали изготовлять и во Франции) применялись для предания блеска узору вышивки или фону ткани. Во Франции в вышивках начали применять также и жемчуг.

На протяжении веков стиль вышивок претерпел ряд изменений, характер орнамента находился в тесной связи с другими видами прикладного искусства и менялся в зависимости от общего развития культуры и вкусов общества. Однако наряду с появлением новых форм еще долго сохранялись элементы византийского влияния. Если в романский период на вышивках преобладали евангельские сюжеты, замкнутые в четырехугольные и крестовидные обрамления с золотыми и однотонными фонами, то в начале XIV века появляется и более свободная трактовка сюжетов. В орнаментации начинают применяться стилизованные цветущие деревья, фигуры животных – единороги, олени, собаки, химеры, а также звезды, розетки и т.д. Обрамления композиций в конце XIV века принимают форму рядов со стрельчатыми и полуциркулярными арками, заимствованными от готической архитектуры.

Не только в раннее средневековье, но и в XII и даже XIII веках техника вышивки почти всюду в Европе была несложной – швы плоские, иногда с легким рельефом, вышитые золотом, серебром, цветными шелками, и шерстяными нитями по тонкому холсту, реже по шелковой ткани, фон которых оставляли незашитым. Иногда полотняный фон вышивки разнообразили ажурной сеткой, так называемым швом «перевитью», чтобы оттенить квадратную разбивку узора.

Однако уже на вышивках XIII и особенно XIV веков, отчетливо виден значительный прогресс в работах рисовальщика и вышивальщиц. Швы разнообразятся и заметно более умелое их распределение, расцветка становиться богаче, контуры рисунка мягче. Наряду с религиозными сюжетами все чаще и чаще появляются рыцарские и бытовые сцены. В этот период Италия становиться ведущей страной в области текстильного производства, которое достигает яркого расцвета в эпоху Возрождения. Мастерские Лукки, Венеции, Флоренции и других крупных городов вывозят свои изделия в западноевропейские страны и на Восток.

Переходную ступень от готики к раннему Возрождению иллюстрирует вышитая алтарная завеса (антепендиум) с изображением мадонны с младенцем, архангела Михаила с весами и юноши с сердцем и оружием в руках. В ней наряду с сохранением традиции готической трактовки фигур на плоскостном фоне, появляется гранатовый узор, характерный для Возрождения. В период раннего Возрождения папы в Риме и Медичи во Флоренции сосредоточили при своих дворах лучших мастеров искусства, в том числе и прикладного. Техника вышивки достигает совершенства, количество оттенков увеличивается, характер узора приближается к живописи. В моделировке лиц и обнаженных фигур часто применяют ретушевку кистью, а иногда и аппликацию из гравюр.

В XV – XVI веках большое место занимают филейные белые и цветные вышивки по полотну – борта полотенец, скатерти, подзоры и т.д. В них варьируются античные узоры, дополненные новыми более усложненными формами орнамента в соединении с фигурами реальных и фантастических животных, птиц, человеческих фигур, амуров, тритонов, и т.п. в ясной и уравновешенной трактовке, типичной для Возрождения. Одним из очень популярных новых узоров становиться гранатовое яблоко в различных композиционных вариантах.

Широкое распространение в это время получают вышивки аппликацией, привлекавшие свое декоративностью. Они характерны стилистическими особенностями своего рисунка и повторением одного и того же мотива, в одних случаях выступающего как узор, в других как фон. В декоративных вышивках золотом и шелками применяли рельефные швы, с выпуклостью, достигающей иногда 12 см.

Во Франции в конце XVI века бархатные костюмы темных оттенков украшались вышивкой с узором из тонких ветвей с цветами и листьями, дельфинами, орнаментальными переплетениями в виде разных сеток, напоминающих чеканку по металлу. В это же время вышивками покрывались и другие части одежды – головные уборы, рубашки, и даже вязанные поколенные чулки. В XVII веке роскошь французского двора еще более возрастает. Наряду с бархатными одеждами входят в моду атласные и парчовые, затканные и вышитые золотом, серебром и шелками. В этот период французская знать увлеклась разбивкой парков и садов и в связи с этим в рисунках тканей и вышивок распространенными стали садовые растения, цветы, фрукты.

Вместо уравновешенности и ясности композиции рисунка Возрождения в узорах вышивок этого времени явно чувствуется стремление дать больше движения и объемности. Рисунки усложняются новыми орнаментальными мотивами, в узоре появляется многоплановость в светотеневой разработке, и не смотря на то, что в орнаментации вышивок в XVII веке сохраняются многие антикизирующие элементы, решающую роль играет появление новых мотивов, являющихся элементами стиля барокко – экзотических пород деревьев и растений, военных доспехов, фонтанов, бьющих среди зелени садов, аллегорических изображений солнца, цветов в реалистической трактовке. Стиль этот возник в Италии, но полного расцвета в прикладном искусстве достиг во Франции. Начинают применяться новые материалы, увеличивается интенсивность расцветок, отличающихся мягкостью сочетания тонов, пышностью, вычурной декоративностью. Акантовые завитые листья в сочетании с крупными натуралистическими цветами становятся одним из наиболее распространенных мотивов, особенно на вышивках большого размера для внутреннего убранства помещений.

Различные изделия восточного прикладного искусства, привозимые ОстИндскими компаниями в Европу, оказали влияние на творчество западноевропейских мастеров. В начале XVIII века, художники Европы, увлеченные экзотикой восточного искусства, подражают ей при создании рисунков для вышивок и тканей. В это время французское прикладное искусство становиться ведущим в Европе. Даже Италия, ревниво пытавшаяся сохранить свои старые классические традиции, все же, как и вся Европа, следует модам Версаля. В XVIII веке художественная вышивка, подчиняясь канонам стиля рококо, возникшего в условиях абсолютизма, окончательно порывает с симметричными рисунками Возрождения.

В рисунках вышивок и тканей появляются ряды волнистых полос, пересекаемых кружевными лентами или состоящими из них. Крупные ветки с цветами сочетаются с букетами меньшего размера. Применяются мотивы пальмообразных листьев, снопов с колосьями и раковины замысловатых форм в нежных оттенках на светлом фоне. Характерным образцом переходного типа от барокко к рококо является итальянская вышивка XVIII века «Благовещение», выполненная рельефным золотым швом и цветными шелками (так называемая «живопись иглой»). Фигуры Марии и Гавриила даны на ней в новой трактовке, очень типичной для начала развития стиля рококо. К середине XVIII века, в связи с дальнейшим расширением торговых связей с Востоком и особенно Китаем, китаезирующие мотивы (так называемый стиль chinoiserie) становиться наиболее модным в прикладном искусстве Европы. Художники увлекаются экзотическими растениями и животными, которых часто привозили на торговых кораблях из Индии и Дальнего Востока. Причудницы этого времени носили маленьких живых обезьянок в своих муфтах во время визитов и прогулок. В этот период создается разновидность стиля рококо, (так называемый «обезьяний стиль»). «Обезьяний стиль» нашел свое отражение и в вышивках.

Над созданием китаезирующих рисунков работает ряд художников первой половины XVIII века, в числе которых находился и Жак Пильман, в ранние годы своего творчества выполнявший рисунки для вышивок. Характерным образцом вышивки в духе рисунков Пильмана, является вышивка с изображением вазы с цветами, плывущих лодок с гребцами, птиц и бабочек среди цветущих растений, тонко прорисованных в китайском стиле. Однако в большинстве случаев китаезирующие мотивы, настолько сильно изменялись фантазией художников и вышивальщиков, что по существу с китайскими оригиналами они нечего общего не имели.

Во второй половине XVIII века в условиях дальнейшего обострения всех социальных противоречий, характерных для эпохи перехода от феодализма к капитализму, в искусстве Франции, а затем и в других странах возникает новое направление – классицизм. В противовес вычурности рококо начинает стремиться к простоте и естественности и в рисунках для прикладного искусства. Вводятся классические архитектурные мотивы, вместо раковин применяются свисающие гирлянды цветов, овальные медальоны, урны и т.п. Светлые тона красок заменяются более темными оттенками. Рисунки становятся скупее и строже, например, волнистые легкие полосы выпрямляются и служат фоном для редко разбросанных веток и цветов.

Для прикладного искусства этого периода очень важное значение имели раскопки Геркуланума и Помпеи, ознакомившие европейских художников с подлинными памятниками античного быта. В вышивках по шелковому атласу применялись рисунки с изображением изящных корзиночек с бантами, пастушечьих атрибутов – посохов и шляп, и атрибутов амура – лука и стрел. Широкое распространение получили вышивки с изображением пейзажа, а также с гербами.

Для вышивания начинают применять новые материалы, более дешевые, смелая комбинация которых придает декоративным вышивкам этого времени характер имитации – золото заменяется блестящей мишурой. Широко применяется цветная фольга, нити плоской канители, блестки, цветные и зеркальные стеклышки различной формы и величины. В связи с обилием новых материалов возникают и новые приемы шитья. В это же время распространяются вышивки по канве, крестом и полукрестом. В вышивке полукрестом воспроизводили и живописные сюжеты. Все это привело к тому, что вышивки для украшения одежд, обивки мебели стали более доступными для сравнительно широких слоев населения.

Для этого периода характерны вышивки шелками и бисером. В орнаментацию вышивок попрежнему входят известные ранее мотивы античного искусства, но в более строгой графической трактовке. Во второй четверти XIX века широко распространяется новое направление в искусстве – романтизм, одним из характерных моментов которого был подчеркнутый интерес к истории, особенно средневековой, различных стран и народов. В художественных изделиях этого периода преобладает стилизация под мотивы прошлого и народного искусства. Некоторые из этих стилизаций не лишены привлекательности, но почти все они проникнуты глубоким внутренним эклектизмом. Никакого нового оригинального стиля в вышивальном искусстве не создалось и в течение всего последующего периода развития.

Если не считать копий со старинных изделий, от второй половины XIX и начала XX века сохранилось мало вышивок, имеющих художественное значение, за исключением народных вышивок, среди которых действительно встречаются прекрасные образцы.